Позиция по различным вопросам

О III съезде «ОПОРА России»

 Игорь Исаков является координатором от фракции «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом. В сентябре парламентарий принял участие в III съезде общественной организации российских предпринимателей ОПОРА России.
Говоря о результатах съезда, парламентарий назвал министра финансов Германа Грефа «основным оппонентом депутатов в правительстве по вопросам бизнеса». Весте с тем, Игорь Исаков отметил, что состоявшийся на съезде диалог с министрами Алексеем Кудриным и Германом Грефом был «более чем продуктивным» и отметил, что на съезде была достигнута договоренность, что до конца года Правительство внесет на рассмотрение в Госдуму законопроект по развитию малого и среднего бизнеса.

О Федеральной адресной инвестиционной программе на 2007 г.

Красноярский край уже представил перечень объектов для включение в ФАИП. Список состоит из более, чем 40 пунктов. Депутат отдельно остановился на проблеме финансирования реконструкции и строительства гидротехнических сооружений – это работы по укреплению берегов, дамбы и т.д.
Красноярский край перечислил в 2005 году в федеральный бюджет водный налог в размере более 700 миллионов рублей,  к концу текущего года размер налога составит 1 млрд. рублей, в 2007 году планируется собрать более 1 млрд. рублей. Но из федерального бюджета на гидротехнические сооружения в край возвращается всего 5% от перечисленных налогов. Это в 10 раз меньше требуемого объема финансирования. Сейчас большинство объектов нуждается в  неотложной реконструкции.
Депутат Исаков обратился в профильное министерство с просьбой увеличить сумму до 303,51 млн. рублей и вообще пересмотреть схему перераспределения средств.

О  работе депутата Исакова Игоря Анатольевича в Комитете Государственной  Думы по  промышленности, строительству и наукоемким технологиям

Вопросы ведения комитета: промышленная политика, промышленное производство, оборонно-промышленный комплекс, государственный заказ, техническое регулирование, жилищное законодательство и реформа жилищно-коммунального комплекса, законодательное регулирование в области строительства, архитектуры и строительной индустрии, совершенствование законодательной базы в области дорожного строительства и дорожной деятельности, инвестиционная, бюджетная, налоговая и финансовая политика в области промышленности, строительства и наукоемких технологий.

О бюджете на 2006 год

Бюджет ликования вызывать не должен. Это просто первый за многие годы хороший, человеко-ориентированный бюджет. Потому что это нормально, когда государство основные финансы инвестирует в социалку, вкладывает деньги в своих граждан. Другое дело, что наша страна давно отвыкла от такой практики.  Бюджет-2006 позволяет вернуться к нормальной, социально-ориентированной экономике.

Впервые за долгие годы это будет не бюджет «затыкания дыр», когда мы на внеочередных заседаниях лихорадочно решаем, какую бы статью урезать, чтобы перераспределить средства на неожиданно образовавшуюся «бюджетную дыру». В финансовом плане страны на следующий год, таких ситуаций просто не возникнет – создан Стабилизационный фонд, а это гарантия регулирования инфляции и  сбалансированности экономики.
Радует, что в бюджете больше 111 миллиардов рублей будут направлены на повышение зарплаты, почти 58 миллиардов – на развитие здравоохранения, причем не на какие-то абстрактные цели, а на обновление материально-технической базы клиник и системы «скорой помощи». Хорошая цифра в 22 миллиарда рублей расписана на программу «Доступное жилье», по 14 миллиардов на поддержку образования и сельского хозяйства.

На решение одной из «российских бед» - проблемы плохих дорог – расходы увеличены до 118 миллиардов рублей. Практически, на эти деньги можно будет построить и реконструировать больше 12 тысяч километров автодорог. Кстати, мне уже в этом году удалось включить сюда расходы на капитальный ремонт федеральной дороги «Байкал» в Иланском районе, которую летом размыли ливни.

Инвестиционный фонд – составляет  70 миллиардов рублей. Большая часть этих денег направлена в Красноярский край, на реализацию наших проектов, это Богучанская ГЭС и строительство  мультимодального транспортного узла. Т.е. практически уже сейчас начинается реализация больших проектов, разработанных администрацией края.

По образовательной статье в бюджете планируется создание Российских университетских центров мирового уровня. Центров таких будет всего 2 в стране. Один из них – в Красноярске. 70 миллионов долларов на программу выделяет Минобразования. На оставшиеся 30 необходимых миллионов долларов  Губернатор сейчас ищет инвесторов.

Что касается нашего края, то к второму-третьему чтениям бюджета мы с группой депутатов вносим поправку, в которой предлагаем Правительству по итогам исполнения бюджета за 6 месяцев произвести перераспределение государственных капвложений и направить дополнительные средства в субъекты, в которых осуществляется строительство метрополитенов, т.е. и в наш край в первую очередь.
Проделана, конечно, колоссальная работа, но нельзя впадать в эйфорию с чувством выполненного долга.
 
Надо еще учитывать, что выполнение всех социальных параметров бюджета в огромной степени зависит от того, сможет ли Правительство удержать инфляцию в запланированных пределах. Ведь если не сможет, то инфляция просто «съест» все повышенные зарплаты и пенсии. Поэтому нужно решать проблему роста тарифов на естественные монополии. Вот  задача.

Бюджет хороший, но ко второму и третьему чтению наша фракция будет, тем не менее, настаивать на увеличении социальных выплат и расходов на ипотеку. Это для нас принципиально.
 
А когда бюджет уже будет принят окончательно, главным станет  жесткий контроль за его исполнением, чтобы каждый рубль был истрачен по назначению, как прописано в бюджете.

В том, что большие федеральные финансовые потоки привлечены в край заслуга не только думских депутатов от края, но, в большой степени, администрации края.

О съезде партии "Единая Россия" в Красноярске

Все прекрасно понимают, что съезд "Единой России" - это не просто решение внутрипартийных вопросов, это определение и политических установок, и где-то путей развития государства в целом. Значимость этого события для страны не будут отрицать даже наши политические оппоненты. И впервые съезд "ЕР" проходит за пределами Московской области, и городом проведения стал Красноярск.  Все это доказывает, что наш край  приобрел статус центра политической жизни. Мы не просто выборная площадка, мы не периферия и не глубинка. Красноярский край стал регионом, позиция которого играет значительную роль при принятии федеральных решений.

Финэкономразвитие Севера

Мы сегодня должны четко ответить на вопрос: государству нужен Север или нет? Если да, то надо срочно повернуться лицом к решению проблем северных территорий.
Говоря о финансировании и экономическом развитии Крайнего Севера, стоит особо выделить две проблемы, которые необходимо решить в сжатые сроки.
 Первая – это внести соответствующие поправки в Правила компенсации расходов на оплату проезда  к месту отдыха и обратно пенсионерам, проживающим в территориях КС и приравненных к ним. Правила утверждены Постановлением Правительства № 176 от 1 апреля текущего года.
 Резюмирую суть проблемы. 122-м ФЗ внесены поправки в закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в частности, в статью 34, предусматривающую компенсацию на оплату проезда. В соответствии с внесенными поправками, пенсионерам северных территорий 1 раз в  2 года компенсируются расходы по проезду к месту отдыха и обратно. Порядок, размер и условия компенсации определены 176 Постановлением Правительства.
В большинстве своем внесенные изменения носят позитивный характер: расширен круг лиц, имеющих право на компенсацию; введен новый вид компенсации – предоставление талонов на проезд.
Но вместе с тем, теперь крайне ограничены возможности для отдыха  людей, т.к. компенсация проезда производится территориальным органом Пенсионного Фонда только на основании отчетных документов, подтверждающих период пребывания в санаториях-профилакториях-домах отдыха. Но большое количество пенсионеров по  трудовой пенсии не имеют возможности приобрести путевку на отдых в специальных учреждениях и выезжают отдыхать к родственникам, в регионы с более теплым погодным климатом. Соответственно, компенсацию за этот проезд они тоже не получают. Стоит отметить, что до внесения поправок 122 законом, пенсионеры северных территорий получали компенсацию 1 раз в 2 года за проезд к месту отдыха, независимо провели они его в санаторно-курортных учреждениях, либо у родственников в регионе с теплыми климатическими условиями.
Вместе с тем, в пункте 9 Правил компенсации, утвержденных 176 Постановлением, говорится, что к заявлению о компенсации проезда должны быть присовокуплены документы, «подтверждающие период пребывания в санатории, профилактории… либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха». Эта неточность формулировки допускает свободную трактовку и на основании этого вынуждает людей подавать судебные иски к ПФ о компенсации произведенных расходов по проезду. Только в Красноярском крае за I Полугодие 2005г. подано 252 иска, по которым выплачено 1 миллион 926 тысяч рублей. Практика показывает, что 100% поданных исков были удовлетворены.
Это не только создает проблемы самим северянам, но и дестабилизирует работу органов Пенсионного фонда, отвлекая целевые денежные средства на выплату таких компенсаций.
По этому поводу я уже обратился к Михаилу Ефимовичу Фрадкову. В комитеты Госдумы по проблемам Севера и по соцполитике.  

  
Вторая проблема. Необходимо систематизировать и усилить работу органов местного самоуправления, власти субъектов и федерации с территориями Крайнего Севера, разработать стратегию развития Севера.
• Пересмотреть систему расчета тарифов ЖКХ для жителей КС. Сегодня северяне за жилищно-коммунальные услуги платят в 5-7 раз больше, чем жители средней полосы России; реальная квартплата за двухкомнатную квартиру составляет 3-4,5 тысячи рублей. В то время как средняя зарплата жителей, например, Туруханского района Красноярского края составляет 6 с половиной тысяч рублей.

Справочно:
Прожиточный минимум в Туруханском районе Красноярского края по состоянию на III квартал текущего года установлен в следующих лимитах:
- для трудоспособного населения 5 тысяч 974 рубля
- для пенсионеров 4 тысячи 231 рубль
- для детей 5 тысяч 276 рублей
• Существующая ситуация уже приняла крайне негативные формы. Пример. В Красноярском крае есть северный город Игарка. Там к началу отопительного сезона просто закрыли 8 котельных. Это еще раз демонстрирует, что необходимо разработать индивидуальный подход к определению тарифов ЖКЖ для северян, при котором мы будем учитывать не только количество потребляемых услуг ЖКХ, но и те климатические условия, в которых проживают северяне, влияние его на здоровье людей и на продолжительность жизни.
• Программа переселения северян на материк работает нормальными темпами. Но и здесь есть вопросы, с решением которых затягивать нельзя. Преференции для выезда с Севера сегодня имеют неработающие пенсионеры. Что делать трудоспособному населению, остающемуся на вымирающей территории, где наблюдается нехватка рабочих мест, а практически вся зарплата уходит на оплату ЖКХ?
• Еще одна проблема, связанная с переселением на материк. В расчет выделяемые целевых средств не  заложен учет процентов, взимаемых за обслуживание счета (1% от суммы) и за перевод денег в другой банк (3%).

Северян часто упрекают за высокий «северный» коэффициент, но это не премия, не льгота, а базовая необходимость для выживания в условиях Крайнего севера при учете всех вышеперечисленных факторов. Если мы заинтересованы в сохранении Севера, то нужно усилить работу по решению обозначенных проблем и помнить, что Север – это граница государства и состояние северных территорий напрямую влияет на соблюдение геополитических интересов страны.

О сельском хозяйстве

ВЛАСТЬ ПОВЕРНУЛАСЬ К СЕЛУ ЛИЦОМ      

Начался 2006 год. Вместе с ним дан старт и реализации 4-х национальных проектов, один из которых направлен на развитие агропромышленного комплекса страны. Какую практическую пользу принесет он жителям Красноярского края, и какова объективная ситуация в сельском хозяйстве края сегодня? Об этом беседуем с депутатом Государственной Думы от Красноярского края Игорем Анатольевичем Исаковым.

- Игорь Анатольевич, как на сегодняшний день складывается ситуация  в сельском хозяйстве края?

- Судя по сегодняшней ситуации на селе,  попытка поддержки сельского производства путем оказания государственной помощи сельхозпредприятиям не приносит ожидаемых результатов. В сельское хозяйство из бюджетов различных уровней направляются немалые средства, но руководители сельхозпредприятий распределяют их по своему усмотрению, и часто - не на развитие предприятия и не на зарплаты крестьянам, а в свой карман. Не хочу сказать подобное обо всех руководителях, но факт остается фактом - зарплата у сельчан остается мизерная. Средняя зарплата крестьянина сегодня составляет одну тысячу рублей.

Во многих районах края в связи с банкротством сельхозпредприятий население осталось вообще без средств к существованию. Безработица критически выросла, но вместе с тем многие сельчане не могут получать пособие по безработице, потому что владеют земельными паями. Хотя паи эти никакой фактической прибыли не приносят.

75% сельчан в стране имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Сокращается численность сельчан в крае: естественная убыль сельского населения составляет порядка 6 % в год, миграционный отток из села - около 4,5 % в год. Если в двух словах - ситуация в сельском хозяйстве сложная.

- Выход какой-нибудь есть?

- Есть, конечно. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года для 47%  российских сельчан источником средств к существованию является ЛПХ - личное подсобное хозяйство. То есть получается, что для 12,5 % россиян основным доходом  стало производство продукции в  ЛПХ. Ведь на сегодняшний день доля предприятий малых форм хозяйствования в производстве картофеля
– 92%, овощей-80%, мяса-53%, молока –52%, яиц-27%), но при этом только 15% продукции реализуется на рынке. Вот и найден один из рычагов подъема сельскохозяйственной отрасли – государственная поддержка  ЛПХ.

- Что в этом направлении уже сделано Правительством и Государственной Думой?

- Впервые за несколько последних десятилетий власть повернулась лицом к селу и серьезно занялась решением проблем агропромышленного комплекса. В соответствии с поручениями Президента разработан план приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Его основная задача - обеспечить государственную поддержку малым формам хозяйствования. В первую очередь будет упрощена система получения кредитов для сельчан. На субсидирование процентных ставок по кредитам, взятым на развитие производства сельхозпродукции личными подсобными и крестьянскими хозяйствами, из федерального бюджета будет направлено почти 3 миллиарда рублей в 2006 и более 3 с половиной миллиардов в 2007 году. Это позволит просубсидировать 95%  ставки рефинансирования Банка России. Планируется, что оставшиеся 5 процентов будут погашаться за счет средств региональных бюджетов. Говоря проще, крестьянам будут выдаваться беспроцентные кредиты на развитие производства сельхозпродукции. Личному подсобному хозяйству в объеме 0,3 млн. рублей, крестьянско-фермерскому – до 3 млн. рублей, сельскохозяйственных потребительскому кооперативу – до 10 млн. рублей.  Всего в 2006-2007 годах на осуществление проекта будет потрачен почти 31 миллиард рублей.

- Год 2006 уже начался. На каком этапе сейчас реализация проекта?

- Сейчас по требованию депутатов Минсельхоз и Россельхозбанк разрабатывают и должны нам представить порядок кредитования. То есть определить размер залога, кредитный пакет документов и т.д. Требование депутатов - чтобы это была максимально простая схема кредитования, чтобы кредиты были доступны именно простым крестьянам,  а не превратились в бюрократическую бумажную канитель.

Еще в 2003г. принят федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве». В нем определяются  меры  господдержки ЛПХ. На сегодняшний момент есть возможность привлечь из федерального бюджета в край немалые дополнительные финансовые средства на развитие ЛПХ. Но одним из условий федерального финансирования является наличие региональных программ по поддержке ЛПХ. Их отсутствие не просто препятствует развитию системы ЛПХ, но и лишает возможности получать дополнительную финансовую помощь из федерации.

- В нашем крае такие программы есть? 

- Нет. Поэтому нет отлаженного рынка сбыта, а значит, сельчане  для поддержания минимального жизненного уровня вынуждены продавать излишки произведенной продукции  заезжим спекулянтам по бросовым ценам. В то же время перерабатывающие предприятия закупают сельхозпродукцию в тех регионах, где уже приняты соответствующие нормативные акты и поэтому там отлажен рынок сбыта. Отсутствие этих программ влечет за собой и отсутствие контроля за производством в ЛПХ, понижение  качества производимой продукции, несоблюдение санитарных требований.
 
Кроме таких программ необходимо принять соответствующий региональный закон, который будет регулировать деятельность ЛПХ: определять размер земельных участков, систему взаимодействия с органами власти и переработчиками. Я на протяжении нескольких лет говорю о необходимости принять краевой закон «О поддержке ЛПХ».  Когда  был депутатом Законодательного Собрания, я работал в комиссии по аграрной политике. Сегодня в моем избирательном округе много аграрных районов, поэтому  проблема сельского хозяйства мне близка. Поэтому обратился к губернатору с предложением рассмотреть целесообразность и реальную возможность  принятия такого закона в нашем крае.

-  Расскажите вкратце, в чем его суть?

- В том, чтобы выплачивать из бюджета дотации личным подсобным хозяйствам на каждый килограмм производимой продукции, которая будет реализована местным переработчикам. Таким же образом можно стимулировать и местных переработчиков, ориентируя их на закупки  в ЛПХ нашего края. Это позволит повысить объемы производства сельхозпродукции в ЛПХ, наладить рынки сбыта. Законодательным регулированием сотрудничества между ЛПХ и крупными переработчиками,  регулированием системы приема и доставки продукции, решением санитарно-ветеринарных вопросов и организацией постоянного рынка сбыта могут заниматься посреднические муниципальные структуры по типу советской потребкооперации. Вообще предлагаемая мною схема по развитию ЛПХ не нова, но идея дотирования предприятий звучит впервые.

Закон о поддержке ЛПХ  уменьшит уровень безработицы, создаст конкурентность рабочих рук на селе, повысит доходы сельчан и уровень производительности. Крайне важно, что предлагаемый мной закон позволит реализовать социальные гарантии для сельских жителей, в том числе, по пенсионному обеспечению.

- Есть надежда, что на Вашу идею обратят внимание региональные законодатели, и закон все-таки  будет принят?

- Безусловно, надежда есть всегда. Свои предложения я изложил губернатору края. Александр Геннадиевич очень хорошо ориентируется в проблеме сельского хозяйства, он поддержал мою идею и поручил профильным специалистам провести полный анализ ситуации. Ведь из краевого бюджета каждый год выделяются достаточные деньги на сельское хозяйство, а ситуация в лучшую сторону не меняется. Вместе с тем постоянно звучат новые требования в адрес администрации о дополнительных бюджетных вливаниях. Зачастую бюджетные деньги оседают в карманах  недобросовестных руководителей сельских хозяйств. И это при том, что наши сельхозпереработчики не в полной мере представлены на продовольственном рынке края.
Очень важно в процессе разработки знать мнение самих крестьян на предлагаемый региональный закон о поддержке ЛПХ, опыт хозяйствования сельчан. В моей приемной организована «горячая линия» по приему таких предложений и по консультированию. Можно писать по адресу 660049, Красноярск, пр.Мира, 93 каб. 98, или звонить по телефонам (3921) 66-99-58, 66-99-59.

Послание Президента России Федеральному Собранию - 2006

В своем послании президент коснулся внешней и внутренний политики, экономики, развития международных отношений. Но большую часть выступления посвятил именно социальной тематике, вопросам, актуальным для большинства россиян. Вот только, к большому сожалению, сельскому хозяйству в докладе было уделено не так много внимания, как хотелось бы и как оно того достойно. На мой взгляд, развитие сельскохозяйственной отрасли является важной составляющей экономического рывка страны.

Когда слушал Послание-2006, узнавал много вопросов, которые поднимались в течение всего года депутатами Госдумы. Это значит, что эти темы действительно острые и животрепещущие и волнуют население всех регионов страны.

Послание - это не идеологическая вещь, а фактический документ. Важно, что в нем президент не просто озвучил проблемы страны, а четко обозначил пути их решения. Нет демагогии, размытых формулировок. Названы конкретные цифры, сроки, исполнители.

Реализация поставленных задач потребует огромных денег. Поэтому президент сразу распорядился просчитать финансовые обязательства государства по годам, разработать четкую программу, обозначить срок ее действия. Более того, сам механизм должен быть запущен с 1 января 2007-го, поэтому средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года. Ответственность возложена на депутатов Госдумы и на Правительство. Все это мы должны учесть, когда будем работать над бюджетом-2007.

Послание Президента - это контрольный срез для власти. Для депутатов Госдумы, для власти субъектов, для Правительства и для самого Президента. В нем подводятся итоги выполнения задач, поставленных в прошлогоднем послании и определяется политический и социально-экономический курс развития страны на средне-срочную перспективу. Этот "контрольный срез" дал не самую высокую оценку работе всех уровней власти. Были отмечены неудачи в работе всех уровней власти, озвучены причины, по которым не удалось реализовать тот или иной пункт Президентского послания 2005 года. Президент объяснил, где Правительство показало себя не с лучшей стороны. Теперь необходимо прорабатывать все указанные пункты с тем, чтобы успешно их реализовать.

Сразу после заслушивания Послания во фракции «Единая Россия» мы обсудили наши действия по реализации поставленных задач.

Не многие заметили, но Президент, обращаясь к депутатам, четко сказал: 2007 год - год выборов в Госдуму и рекомендовал сосредоточиться не на политических амбициях, а на четком и успешном выполнении озвученных планов. Поэтому в целом Послание нацеливает нас на кропотливую и, скажу честно, непростую работу.